Про школьную реформу
This is my site Written by meatreach on 31.01.2011 – 18:20

Кругом стоит гвалт по поводу реформы школьного образования, нового образовательного стандарта. Дискуссии по 600 комментов с криком и личной неприязнью, открытые письма, полный набор развлечений. Не могу не присоединиться к вечеринке.

Ситуация, на мой взгляд, является замечательным учебным кейсом по подготовке и внедрению изменений в социальной системе (будь то государство, компания или что-то еще).

Вот есть у нас прусская классная система – крутая инновация позапрошлого, кажется, века. Система, которая сегодня изо всех сил демонстрирует свою неадекватность, но продолжает функционировать в прежней форме. Система эта находится в гомеостазе, состоянии устойчивого равновесия, настолько мощном, что за 20 лет, прошедшие с конца СССР, не изменилась ну ни капельки. Если в ВУЗах еще хоть что-то поменялось, то школы как работали, так и работают в том же режиме. Ну, закон божий ввели, разве что.

Классическая ситуация: состояние системы никого не устраивает, но оно настолько устойчиво, что сделать ничего нельзя.

Что делать?

Чтобы что-то изменить, нужно сначала вывести систему из этого устойчивого равновесия. Точнее, выбить оттуда – просто вывести не получится. Система должна пройти через кризис, в котором у нее будет шанс сформировать какое-либо новое состояние, которому в нынешнем устойчивом ее состоянии просто нет места.

Для того, чтобы выбить систему из устойчивого состояния в кризис, нужно найти что-то, что создает ей запас прочности. Столп, позволяющий ей удерживаться в равновесии, несмотря на все те косяки, неадекватности и проблемы, которыми она набита по самое не балуйся. Если ударить в то, что удерживает систему от развала – появится возможность для кризиса и обновления.

И такой основой для нынешней школьной системы является обязательность математики и литературы.

С этой точки зрения план реформы оказывается здравым и позитивным. Во-первых, признать, что нынешняя система – неадекватный реальности уродец, практически растерявший свою основную функцию (достаточно посмотреть на уровень образования нынешних выпускников, ага), но устойчивый в своей неэффективности. Во-вторых, найти, на чем эта система держится, что дает ей возможность устоять на ногах, несмотря ни на что. Это математика и литература. В-третьих, выбить эту опору – чтобы система вышла из состояния равновесия. В-четвертых, во время следующего за этим кризиса, дать место новым формам обучения, которые получат возможность вынырнуть на поверхность.

Учитесь, очень грамотная стратегия. Вы можете успешно применять ее в своих компаниях.

Опубликовано в 

2 Responses »

  1. действительно есть чему поучиться,
    обычно все смотрят на шаг вперед, вы же раскрыли ситуацию на три шага ;)

  2. Модель — замечательная, но есть одна проблема. Пока новые формы образования возникнут пройдет 1-2 поколения. А у меня дети в школе. Прямо сейчас.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.