Про школьную реформу
This is my site Written by meatreach on 31.01.2011 – 18:20

Кругом стоит гвалт по поводу реформы школьного образования, нового образовательного стандарта. Дискуссии по 600 комментов с криком и личной неприязнью, открытые письма, полный набор развлечений. Не могу не присоединиться к вечеринке.

Ситуация, на мой взгляд, является замечательным учебным кейсом по подготовке и внедрению изменений в социальной системе (будь то государство, компания или что-то еще).

Вот есть у нас прусская классная система – крутая инновация позапрошлого, кажется, века. Система, которая сегодня изо всех сил демонстрирует свою неадекватность, но продолжает функционировать в прежней форме. Система эта находится в гомеостазе, состоянии устойчивого равновесия, настолько мощном, что за 20 лет, прошедшие с конца СССР, не изменилась ну ни капельки. Если в ВУЗах еще хоть что-то поменялось, то школы как работали, так и работают в том же режиме. Ну, закон божий ввели, разве что.

Классическая ситуация: состояние системы никого не устраивает, но оно настолько устойчиво, что сделать ничего нельзя.

Что делать?

Чтобы что-то изменить, нужно сначала вывести систему из этого устойчивого равновесия. Точнее, выбить оттуда – просто вывести не получится. Система должна пройти через кризис, в котором у нее будет шанс сформировать какое-либо новое состояние, которому в нынешнем устойчивом ее состоянии просто нет места.

Для того, чтобы выбить систему из устойчивого состояния в кризис, нужно найти что-то, что создает ей запас прочности. Столп, позволяющий ей удерживаться в равновесии, несмотря на все те косяки, неадекватности и проблемы, которыми она набита по самое не балуйся. Если ударить в то, что удерживает систему от развала – появится возможность для кризиса и обновления.

И такой основой для нынешней школьной системы является обязательность математики и литературы.

С этой точки зрения план реформы оказывается здравым и позитивным. Во-первых, признать, что нынешняя система – неадекватный реальности уродец, практически растерявший свою основную функцию (достаточно посмотреть на уровень образования нынешних выпускников, ага), но устойчивый в своей неэффективности. Во-вторых, найти, на чем эта система держится, что дает ей возможность устоять на ногах, несмотря ни на что. Это математика и литература. В-третьих, выбить эту опору – чтобы система вышла из состояния равновесия. В-четвертых, во время следующего за этим кризиса, дать место новым формам обучения, которые получат возможность вынырнуть на поверхность.

Учитесь, очень грамотная стратегия. Вы можете успешно применять ее в своих компаниях.

Опубликовано в 

2 Responses »

  1. действительно есть чему поучиться,
    обычно все смотрят на шаг вперед, вы же раскрыли ситуацию на три шага ;)

  2. Модель — замечательная, но есть одна проблема. Пока новые формы образования возникнут пройдет 1-2 поколения. А у меня дети в школе. Прямо сейчас.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

stone island outlet stone island outlet stone island outlet louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher peuterey outlet online peuterey outlet online peuterey outlet online peuterey outlet online peuterey outlet online barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher woolrich outlet online woolrich outlet online woolrich outlet online woolrich outlet online woolrich outlet online parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher stone island outlet stone island outlet stone island outlet stone island outlet stone island outlet stone island outlet moose knuckles outlet usb backpack outlet happiness outlet fjallraven outlet pop canvas art oil paintings