Корпоративное стартаповодство
This is my site Written by meatreach on 23.04.2012 – 15:36

Множество крупных компаний ищут стартапы, чья бизнес-модель тем или иным связана с их продуктами. Microsoft, наверное, один из самых ярких примеров – у них есть Фонд посевного финансирования, Startup Accelerator, программы поддержки. Но этим занимаются далеко не только они – чем дальше, тем больше компаний ищут команды, которые помогут им развить бизнес, создать новые бизнес-модели, расширить возможности для их клиентов.

Проблема для большинства таких компаний в том, что стартапов, ориентированных на синергию с их продуктами и сервисами, на рынке нет. Microsoft здесь исключение – они занимаются этим лет двадцать, когда они начинали, слова «стартап» толком еще не было. Помните Стива Баллмера, прыгающего по сцене с криками: «Developers, Developers, Developers»? Microsoft еще за много лет до этого эпизода делал программы поддержки разработчиков, и этим развивал вокруг себя экосистему, в которой росли и растут стартапы.

Мало кто из компаний, которые сейчас ищут стартапы, может похвастаться такой историей взаимодействия с внешними командами. Если вы МТС, SAP или ТНК-BP, вокруг вас потока стартапов нет или почти нет. И это проблема. Компании нужен поток внешних идей, энергии, мотивации, свежий взгляд на бизнес.

К счастью, сегодня инфраструктура рынка созрела для того, чтобы помогать компаниям создавать вокруг себя пространство для возникновения стартапов. Есть несколько инструментов, есть удачные примеры их использования.

1. Если стартапов нет, нужно активизировать их возникновение. Для этого можно создавать программы поддержки и продвигать их в стартап-сообществе. Описывать возможности своих продуктов и сервисов, вокруг которых могут строиться новые бизнес-модели. Публиковать в стартап-сообществе информацию об экосистеме, которая существует вокруг компании, о своих партнерских программах. Проводить специальные мероприятия для стартаперов, на которых рассказывать им о возможностях взаимодействия с компанией.

Точками входа в сообщество могут быть, в первую очередь, интернет-площадки – Startup Point, Greenfield Project, Unova и т.п. Оффлайновые мероприятия можно проводить самостоятельно или заказывать их проведение у Startup Point или Greenfield Project.

Специальной формой такой работы может быть создание фонда посевного финансирования, собственного венчурного фонда и т.п. Такие программы сейчас есть у большинства стратегических инвесторов в интернете – Яндекс.Фабрика, Рамблер Фонд, программа стратегического инвестирования у СКБ Контур и т.д.

2. Активная работа с проектами близкой тематики — находить проекты, которые близки к бизнесу компании по технологиям, рынкам или другим параметрам, и предлагать им дополнительные возможности, как маркетинговые, так и технологические, помогать скорректировать бизнес-модель для использования этих возможностей. Поиск проектов можно делать самостоятельно, а можно заказывать, например, у Startup Point. В переделке и адаптации бизнес-моделей могут помочь как специалисты компании, так и внешние консультанты, такие как я (Startup Magic).

3. Внутренние стартапы. Это могут быть как действительно стартапы создаваемые сотрудниками с участием компании, так и просто новые проекты внутри компании. Для активизации их формирования проводятся всевозможные инновационные форумы, стратегические учебные сессии и т.п. В зависимости от специфики ситуации, это может быть образовательная программа для топ-менеджмента (такие программы хорошо делает бизнес-школа Сколково), или взрывающий мозг интенсив для молодых менеджеров (это гибрид стартаперского мероприятия, учебной программы и стратегической сессии, его нужно собирать у нескольких поставщиков под конкретную задачу).

Стартап-сообщество и существующие в нем практики могут быть огромным ресурсом для развития крупного и среднего бизнеса. Те, кто это понимает, активно используют этот ресурс. А как используете его вы?

Опубликовано в 

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.